Отчего же зависит вкус и наполненность нутра книг? Как создаётся глубина проработки произведения? На что автор делает упор?
Вступление
В качественном написании книг, всё держится на прочном костяке. И практически ничего не упускается из внимания. Наполненность деталями наращивается аккуратно и поэтапно. Произведение может вырасти хаотично, но неконтролируемый рост неизменно принесет проблемы автору в будущем. И чтобы избежать бесконечного переписывания, костяк показывает ключевые координаты, помогающие размеренно идти по сюжету и не угодить в тупик.
Каждый новый начатый, будто то роман, повесть или цикл, это обширная мыслительная работа. От одной искры идеи, до массовой глобализации задуманной вселенной -- путь далеко не простой.
Опытные писатели принимают тот неизбежный факт, что им придется строить с нуля базу и основание под произведение. Самое неразумное это выдумывать на ходу и не проверять соответствует ли выдумка реальным фактам? И желательно, составлять каркас так, чтобы он остался неизменным при любом повороте сюжета, даже если муза вдруг решит внести новые уникальные штрихи, что кстати, нередкое явление.
Прочность костяка
Построение каркаса или костяка мира состоит из последовательного штудирования разных источников информации. Отсеивания сомнительных и решение спорных моментов. Если описываемый мир реальный, как и само место события, то изучается сама ситуация, настолько она возможна, чтобы не получилось логического абсурда. Уточняются географические особенности местности, которая будет отражена на страницах. Например, погодные условия, тип ландшафта, холмы, равнины или горы. И если по каким-то причинам местность выбрана неверно, то описание пострадает и станет отдавать недостоверностью, тем самым испортив атмосферу.
Местность вымышлена и не существует в реальном мире? Это не избавляет автора от ответственности составления схематичной карты и хотя бы условном ориентировании между городами или населенными пунктами. С подобной картой будет гораздо легче выстраивать маршруты и понимать визуально, сколько примерно требуется времени, чтобы преодолеть отрезок пути, или наоборот, сократить.
Если описывается персонаж определенной народности, то следует сначала прочитать и узнать все особенности связанные с его культурой и обычаями. В противном случае органичности не случится, а вот поверхностность вылезет на обозрение.
А если раса персонажа нетипичная или особенная? Это требует ещё больше проработки, со всеми нюансами и ограничениями, что она может наложить. К примеру, персонаж амфибия. Он не способен долго находиться на суше, а это значит, что по сюжету ему нужно создать условия, где доступ воды поблизости станет для него центром существования. И игнорировать такие детали не следует.
Профессия или то, чем занимается главный герой, не менее важны. Не мешает ознакомиться подробно с тем, как протекает тот или иной рабочий процесс. Убедиться, что все ключевые параметры для правдивого повествования соблюдены. Если персонаж работает днём, а ночью приключается, то когда же он спит? Казалось бы какая мелочь, но она тоже оказывает своё влияние.
По тому же принципу стоит выстроить персонажу опыт прошлого, наделить его не только сильными качествами, но и слабыми. Ведь если он всесильный, то сопереживать ему будет крайне трудно. Наделить его целью, характером, принципами и суждениями. Без всех этих составляющих, непросто грамотно выстроить конфликт. Размытые черты усложнят дальнейшие действия по сюжету, потому что отсутствуют четкие границы в рамках которых он должен действовать. Следовательно логика самого героя разрушится. Его начнет штормить, а вместе с ним и бедного читателя и само чтение превратится в пытку.
Есть несколько способов построения сюжетов. Например, по аркам и персонажам. Изначально необходимо выстроить систему подачи сцен. Оттого, как они будут описаны и в каком порядке поданы, результат и впечатления от книги останутся соответственно станут разными.
Завязка
Разбивание на арки это условное деление текста глав на этапы. Начало или завязка, действие, кульминация, развязка. Зачастую начало, это определенное количество глав, где автор показывает нам мир, погружает в его особенности, даёт минимум информации о героях. Иногда в этой роли выступает пролог. Он описывает какой-то отрывок сцены, где читателю намекают на грядущие события в произведении.
Завязка несколько отличается, и скорее бросает нас в текущее состояние героя, постепенно объясняет все по ходу сюжета. Вы наблюдаете разговор или мизансцену. Обычно именно здесь писатель создаёт крючки интереса, завлекая читателя и погружая его в своё произведение.
Действие
Суть конфликт, точка отсчёта сюжета. Момент, когда обыденная жизнь, привычное течение обстоятельств нарушается неким внешним фактором. Мастерство состоит в том, чтобы на этом этапе, подать конфликт или проблему с интересного ракурса. И пускай сам конфликт покажется типичным, но сами условия можно организовать уникальным образом. Раскрутить действие, можно аналогично разными средствами. Мозаичная задумка, требует большей сосредоточенности и внимания к мелочам. В таком подходе важно записывать все нюансы и отсылки, раскиданные по главам и не забывать возвращаться к намеренно пропущенным событиям, дополняя их. Линейная задумка проще в реализации, потому что события в ней идут последовально, от настоящего к будущему, не скачут во времени, показывая различные временные отрывки.
Кульминация
На этом этапе все авторские задачи по сюжету, должны сойтись в одной точке. Все параллельные линии, прийти к основному источнику. Все разыгранные конфликты обострится окончательно и взорваться, разрядить все скопленное напряжение. А все развешанные оружия дружно выстрелить. В жанре детектив, обязан найтись убийца, в ужасах преследователь убить избранную жертву, в приключениях наступить конец дороги, в женских романах достигнуть любовного интереса.
Развязка
В самом конце, именно на этом этапе дают все ключи, от всех запертых ящиков Пандоры. Здесь заключен закономерный исход всех событий в книге, изменений что своими действиями внесли персонажи. Разрешение всех конфликтов и противоречий.
Но концовки могут быть разными, естественными, ложными и механическими.
Естественный конец
Естественный конец вытекает суммарно из всех перипетий сюжета. Он сам просится в произведении, ибо последовательность действий к тому и вела. Если делать всё чтобы покинуть страну, то герою необходимо уехать, как пример. Если нарываться на пули и не щадить себя, и получить смертельное ранение, то логично, что персонаж умрет.
Ложный конец
Ложный конец, это принесенная извне деталь, которая полностью перевернет сюжет, с ног на голову и способна заставить посмотреть на произведение новым взглядом, то есть переоценить то, чтобы было прочитано. Заставить расставить акценты заново, а в конце удивиться и осознать, что такой исход возможен.
Механический конец
Но есть ещё и третий вид концовки, названный механическим.
Механический искусственно разрывает кульминацию и развязку. Порой такой метод применяется когда в произведении собралось слишком много противоречивых моментов и выправить его можно лишь таким способом.
Пиковый момент повисает на какой-то кричащей острой тематике, оставляя момент разрядки и оттого незавершённость бьёт по восприятию гораздо сильнее.
Как вариант, автор ломает четвертую стену и иногда пишет, что конфликт был разрешен, но подробностей не даёт. Своеобразная открытая концовка, где каждый читатель решит для себя сам, чем всё закончилось.
Глубина проработки это массив данных, собранных с целью обогащения лора, мира или выдуманных вселенных. Без этой глубины, на каждом из этапов построения сюжета, весь костяк произведения будет шатким и непрочным. Как плохой клей, что не удержит конструкцию и она грозит развалится на части от любого вдумчивого критического анализа.